Кафедральные издания

 

 

 

 

   
Министерство образования и науки Российской Федерации
Российская академия естественных наук
Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная
Академия им. А.Л.Штиглица
Кафедра искусствоведения и культурологии 

ВОПРОСЫ ИСКУССТВОЗНАНИЯ И КУЛЬТУРОЛОГИИ

Сборник научных трудов преподавателей и аспирантов

ВЫПУСК VIII 

Научный редактор-составитель: 
Т.В.Горбунова – доктор философских наук, профессор

Санкт-Петербург
2010
 
       

 


 

    
Министерство образования и науки Российской Федерации 
Российская академия естественных наук
Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная
Академия им. А.Л.Штиглица
Кафедра искусствоведения и культурологии
Российская академия естественных наук

ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ИСКУССТВА
 В ИСТОРИИ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ

 По материалам научного симпозиума 
РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК
Секция “Философия культуры”
Научный редактор-составитель:
Т.В.Горбунова – доктор философских наук, профессор
Санкт-Петербург
2010

 

 

 


 

                          

ВОПРОСЫ ИСКУССТВОЗНАНИЯ И КУЛЬТУРОЛОГИИ
Выпуск 4
Министерство образования и науки Российской Федерации
Российская академия естественных наук
Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная
Академия им. А.Л. Штиглица
Кафедра искусствоведения и культурологии
Сборник научных трудов преподавателей и аспирантов
Научный редактор-составитель: 
Т.В.Горбунова – доктор философских наук, профессор
Санкт-Петербург, 2006
                           
                  
                         

ОГЛАВЛЕНИЕ

ИНТЕРЬЕР И ДЕКОР В ИНТЕРЬЕРЕ

Т.В. Ковалева. Архитектура петербургского модерна: проблема композиции внутреннего пространства.
Е.С. Хмельницкая. Парадные залы дворца великого князя Владимира Александровича.
Е.Н. Кукуй. Символика света в убранстве жилого интерьера Дамаска.
К.В. Бандорина. Искусство обоев в русском интерьере XVIII-XIX веков.
А.Ф. Красник. Петербургский витраж в общественном и жилом интерьере 1990-х годов.
Д.В. Любин. Декоративно-прикладное искусство Генриха Фогилера. Проблемы стиля.

ХХ ВЕК

С.В. Ильина. Искусство русской книги ХХ века: этапы развития и типы художественного оформления.
З.С. Никитина. Декоративно-прикладное искусство стиля арт-деко.
Н.В. Пиценко. Особенности анималистического жанра в керамике арт-деко.
К.Г. Позднякова. Искусство керамики в художественном наследии Врубеля.
С.А. Шерстнева. Роль художников монументального и станкового искусства в становлении ленинградской школы художественного стекла.
Г.Н. Габриэль. Экспериментальные выставки ленинградских ювелиров: 1980-е годы.
А.В. Власов. Творческая группа художников-керамистов “Одна композиция” как явление культуры Ленинграда (1977-1986 года).
Е.П. Сталинская. “Деревня художников” как феномен отечественного искусства ХХ-ХХI веков


               
ВОПРОСЫ ИСКУССТВОЗНАНИЯ И КУЛЬТУРОЛОГИИ
Выпуск 3
Министерство образования и науки Российской Федерации
Российская академия естественных наук
Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная
Академия им. А.Л. Штиглица
Кафедра искусствоведения и культурологии
Сборник научных трудов преподавателей и аспирантов
Научный редактор-составитель: 
Т.В.Горбунова – доктор философских наук, профессор
Санкт-Петербург, 2006          
               
               
            
          
                
 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ

А.В. Васильева. Рисунок и графика в подготовке художника декоративно-прикладного искусства (из истории ЦУТР-ЛВХПУ-СПбГХПА).
А.А. Филимонов. Баухауз и концепция функционализма в ХХ веке.
В.В. Кузин. Отечественная Школа книжной графики: 20-е годы ХХ столетия
О.Л. Некрасова-Каратеева. Детский рисунок как предмет искусствоведческого исследования.
М.А. Коськов. О предмете и объекте культурологии.

ИЗ ИСТОРИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО И ДЕКОРАТИВНОГО ИСКУССТВА

В.М. Мошков. О композиционно-тектонических особенностях иконописи.
К.А. Чупрак. Развитие темы Вавилонской башни нидерландскими художниками XV-XVI веков. 
С.М. Балуев
. “Протодьякон” И.Е. Репина в оценке В.В. Стасова и А.В. Прахова.
Н.В. Петрова. Об искусстве ювелирных украшений эпохи Екатерины II.
В.В. Казакова. Русское декоративно-прикладное искусство XVIII века: из истории табакерки.
В.В. Кучеровская. Искусство русского рисованного лубка.
Н.Н. Цветкова. Особенности текстильных орнаментов северо-западного региона конца XIX – начала XX века.
Л.В. Королева. Из истории моды: мужской костюм Санкт-Петербурга (1830-е – 1840-е).
С.Я. Петченко. Из истории рекламы: искусство российской городской вывески середины XIX века.

ТЕМА ГОРОДА

В.А. Дементьева. Отечественные разработки о проблеме национального своеобразия в русском зодчестве.
В.А. Мушарапова. Образ и мотивы города в графике петербургских художников: ХХ век.
О.Н. Мусакова. Блокадная летопись Вячеслава Пакулина.
С.С. Платонова. Декоративная скульптура в архитектуре “неглавных” улиц Петербурга.
Е.В. Васильева. Тема города в ранней европейской фотографии


          
           
Министерство образования и науки Российской Федерации
Российская академия естественных наук 
Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная
Академия им. А.Л. Штиглица 
Кафедра искусствоведения и культурологии 
ВОПРОСЫ ИСКУССТВОЗНАНИЯ И КУЛЬТУРОЛОГИИ 
Выпуск 2
Научный редактор-составитель: 
Т.В.Горбунова – доктор философских наук, профессор
Сборник научных трудов преподавателей и аспирантов 
Санкт-Петербург, 2005 год

              

           

         

         


ОГЛАВЛЕНИЕ

ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ

А.В. Васильева. Рисунок и графика в подготовке художника декоративно-прикладного искусства (из истории ЦУТР-ЛВХПУ-СПбГХПА).
А.А. Филимонов. Баухауз и концепция функционализма в ХХ веке.
В.В. Кузин. Отечественная Школа книжной графики: 20-е годы ХХ столетия
О.Л. Некрасова-Каратеева. Детский рисунок как предмет искусствоведческого исследования.
М.А. Коськов. О предмете и объекте культурологии.

ИЗ ИСТОРИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО И ДЕКОРАТИВНОГО ИСКУССТВА

В.М. Мошков. О композиционно-тектонических особенностях иконописи.
К.А. Чупрак. Развитие темы Вавилонской башни нидерландскими художниками XV-XVI веков. 
С.М. Балуев
. “Протодьякон” И.Е. Репина в оценке В.В. Стасова и А.В. Прахова.
Н.В. Петрова. Об искусстве ювелирных украшений эпохи Екатерины II.
В.В. Казакова. Русское декоративно-прикладное искусство XVIII века: из истории табакерки.
В.В. Кучеровская. Искусство русского рисованного лубка.
Н.Н. Цветкова. Особенности текстильных орнаментов северо-западного региона конца XIX – начала XX века.
Л.В. Королева. Из истории моды: мужской костюм Санкт-Петербурга (1830-е – 1840-е).
С.Я. Петченко. Из истории рекламы: искусство российской городской вывески середины XIX века.

ТЕМА ГОРОДА

В.А. Дементьева. Отечественные разработки о проблеме национального своеобразия в русском зодчестве.
В.А. Мушарапова. Образ и мотивы города в графике петербургских художников: ХХ век.
О.Н. Мусакова. Блокадная летопись Вячеслава Пакулина.
С.С. Платонова. Декоративная скульптура в архитектуре “неглавных” улиц Петербурга.
Е.В. Васильева. Тема города в ранней европейской фотографии.

ИНТЕРЬЕР И ДЕКОР В ИНТЕРЬЕРЕ

Т.В. Ковалева. Интерьер модерна: художественная практика Санкт-Петербурга.
Е.С. Хмельницкая. Парадные залы дворца великого князя Владимира Александровича.
В.В. Кучеровская. Лицевое шитье в русской художественной культуре XIV-XVII веков.
К.В. Бандорина. Искусство обоев в русском интерьере XVIII-XIX веков
А.Ф. Красник. Современный петербургский витраж: пути развития

ХХ ВЕК

З.С. Никитина. Декоративно-прикладное искусство стиля Арт Деко
К.Г. Позднякова. Искусство керамики в художественном наследии Врубеля
С.А. Шерстнева. Роль художников монументального и станкового искусства в становлении ленинградской школы художественного стекла.
Г.Н. Габриэль. Экспериментальные выставки ленинградских ювелиров: 1980-е годы.
А.В. Власов. Творческая группа художников-керамистов “Одна композиция” как явление культуры Ленинграда (1977-1986 гг.)
С.В. Ильина. Искусство русской книги ХХ века: этапы развития и типы художественного оформления.



 
          
      
 
 
  
 
ИНТЕРЬЕР
Иллюстрированный художественный словарь.
Санкт-Петербург, 2002
Авторский коллектив:
Горбунова Т.В., доктор философских наук, профессор
Ковалева Т.В., кандидат искусствоведения, доцент
Красник А.Ф., кандидат искусствоведения, доцент
Мошков В.М., кандидат искусствоведения, профессор
Научный редактор-составитель: 
Т.В.Горбунова – доктор философских наук, профессор
 

                 

            

Художественный иллюстрированный словарь “Интерьер и декор в интерьере” представляет собой первое справочное издание, посвященное теме декоративно-прикладного искусства в интерьере.

Систематизация материала, представленная в словаре, осуществлена с учетом широкой исторической информации. Поэтому, нарушив традиционную немногословность справочного издания, авторы ввели в тексты конкретно-исторический материал (в вербальном и изобразительном варианте). Материал по главному термину словаря – “интерьеру” – составил несколько самостоятельных статей (“Ампира интерьер”, “Историзма интерьер” и др.). Исторические справки по другим терминам вошли в какой-либо один из разделов: так, статьи “Витраж готический”, “Витраж романский” и др. объединены в разделе “Витраж”, а статьи “Мебель Возрождения”, “Мебель барокко” и др. – в разделе “Мебель”. Во многих статьях специальное внимание уделено технологии создания предметов декоративного и декоративно-прикладного искусства.

Словарь предназначен для художников, архитекторов, дизайнеров, студентов и учащихся системы художественного и дополнительного образования, а также для широкого круга читателей, интересующихся проблемами искусства интерьера.

 

 


        
           
             
        
Министерство образования и науки Российской Федерации
Российская академия естественных наук 
Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная
Академия им. А.Л. Штиглица 

Кафедра искусствоведения и культурологии 
ВОПРОСЫ ИСКУССТВОЗНАНИЯ И КУЛЬТУРОЛОГИИ 
Выпуск 1
Научный редактор-составитель: 
Т.В.Горбунова – доктор философских наук, профессор
Сборник научных трудов преподавателей и аспирантов 
Санкт-Петербург, 1999 год       
           
       
            
        
       

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРАКТИКА

И.Г. Мямлин. “Слово о Полку Игореве” в произведениях декоративно-прикладного, монументального и графического искусств.
Ю.В. Пепеляева. Искусство современных петербургских эмальеров.
Г.Н. Габриэль. Портрет художника в пространстве фарфора.
А.А. МажаеваГ.А. Власова. Коллекционное худождественное оружие: традиции и современность.
О.Н. Толстая. Мифопоэтические мотивы в мире современной пластики.

ТЕОРИЯ

В.М. Мошков. Геометрия и тектоника в композиции фресок Дионисия
Ю.Н. Агафонов. О пропорциональности в исторической хронологии архитектуры.
И.А. Блинов. Социокультурные истоки графических языков.
В.И. Павлов. Живописное пространство и его свойства.
О.В. Елецкая. Смысл орнамента в русской народной вышивке.
Т.Ю. Кнорозок. Орнамент в системе декоративно-прикладного искусства.
Н.В. Воробьева. Шахматная игра как содержание художественного образа.
Е.А. Драгунова. Осветительные приборы эпохи модерн: культурный смысл и эстетическая функция.
И.В. Вержбицкая. Из истории витрины.
О.Г. Попов. Виртуальная реконструкция как метод сследования памятников культуры.
И.Г. Елинер. О постановке творческих задач в дизйн-проектировании.

ЦЕННОСТИ

К.С. Данилов. О содержании категорий “эстетическое” и “ценностное”
Н.В. Павлова. Феномен русского агитационного фарфора 1920-х годов
Е.В. Васильева. Особенности “русского стиля” в контексте отечественной массовой культуры.
И.В. Колодников. “Американская мечта” как синтех идей американской цивилизации.

УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС

С.Г. Данилов. Обучающие машины и продуктивностьакадемического дизайна.
Е.А. Соболев. Учебный рисунок в художественно-промышленном ВУЗе.
Д.В. Легкова. Из истории формирования музейной коллекции студенческих работ.

 

               
                       
                 
           
     
Философия, история, искусство

Татьяна Васильевна Горбунова

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ
 
Опыт культурологического анализа
Санкт-Петербург, 1997
               
     
                
         
   

ОТ АВТОРА

Тысячелетиями – от палеолитических наскальных росписей до современных экспериментов постмодернизма – изобразительное искусство существовало как особая Речь о чем-то. По мысли А. Матисса, эта Речь не могла иметь словесного эквивалента и безумием было бы пытаться найти его. Пластическая мысль невыразима словом и непереводима на вербальный язык, но между тем она становится Речью, исполненной смысла и совершенства. Той Речью, которая была знакома еще первобытной культуре и от которой человечество не отказалось даже тогда, когда научилось пользоваться вербальными формами.

Судьба изобразительного искусства в масштабах человеческой культуры событийна: здесь – восхождение и упадок художественных традиций, методов, стилей, неравномерное развитие видов и жанров, рождение и кардинальный пересмотр выразительных возможностей. Эта судьба содержит в себе не только историческую множественность культуры, но и таит ее всеобщность, которая тоже требует своего прочтения. О возможностях подобного прочтения пойдет разговор на страницах этой книги. Конечно, обращение к искусству в масштабах “большого времени” – занятие рискованное. Ибо сколько скрупулезного, буквально подвижнического труда требуется для изучения даже отдельного феномена искусства, а тем более отдельной культуры. Но все же согласимся, что и в большом времени смысл способен “прорастать как зерно” (С. Аверинцев).

Раскроем изобразительную “летопись” и попытаемся уловить в богатстве ее интонаций мелодию скрытых смыслов, благодаря которым эта Речь обладает непреходящей значимостью для Человека.