История

Открытие Училища технического рисования им. барона А.Л.Штиглица в январе 1876 года стало одним из важнейших событий для последующего развития художественной культуры России. За время своего существования это учебное заведение воспитало блестящую плеяду  художников, в разные годы определявших многие направления в развитии архитектуры, монументального, декоративно-прикладного искусства и дизайна. Неповторимая творческая атмосфера и сложившиеся традиции позволили академии стать одной из наиболее известных и уважаемых художественных школ в России. Сегодня она является членом Европейской лиги институтов искусств, Европейской лиги мастеров искусств, Международной организации молодых творцов, Международной ассоциации дизайнеров-графиков и др., сотрудничает со многими зарубежными Школами; работы студентов широко экспонируются на отечественных и зарубежных выставках.

Училища технического рисования (ныне Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия) неразрывно связано с жизнью и деятельностью известного  петербургского банкира и мецената Александра Людвиговича Штиглица.  В 1876 году барон А.Л.Штиглиц (получивший этот титул от Николая I «за услуги перед правительством») передал в Министерство финансов один миллион рублей «ради развития художественной стороны отечественной промышленности». В ноябре того же года был утвержден устав Училища технического рисования. В 1881 году закончилось строительство учебного корпуса в Соляном переулке. По убеждению барона А.Половцева (женатого на приемной дочери А.Л.Штиглица), а также директора Училища, архитектора М.Е.Месмахера, «для продвижения и развития учебного процесса» необходимо было обеспечить постоянное и непосредственное общение обучающихся с произведениями искусства. Согласившийся с ними А.Л.Штиглиц пожертвовал еще пять миллионов рублей на создание учебного музея и формирование уникальной музейной коллекции. Здание музея – яркий пример архитектуры историзма – спроектировал М.Е.Месмахер.

История училища до революции – это интенсивное становление новой художественной Школы: оборудовались мастерские, открывались новые классы, пополнялись библиотека и музей. Выпускники имели возможность совершенствовать свои знания в странах Западной Европы. Успех школы во многом определялся деятельностью опытных педагогов, ученики которых стали впоследствии известными художниками: это К. Петров-Водкин, А. Остроумова-Лебедева, А. Рылов, А. Матвеев, С. Чехонин и многие другие. Выпускники Школы искали новые художественные формы в мастерских Императорского фарфорового завода, Карла Фаберже, возрождали майолику в крупных архитектурных формах, получая признание на международных выставках в Глазго, Вене, Париже и других городах Европы.

Деятельность училища была прервана в 1922 году, а в 1945 году училище было воссоздано как многопрофильное учебное заведение; в 1948 году оно становится ВУЗом. В 1986 году решением правительства за заслуги перед российской культурой Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В.И.Мухиной было награждено Орденом Трудового Красного Знамени. Сегодня – это государственная художественно-промышленная Академия, где обучается 1200 студентов. Подготовка специалистов осуществляется на факультетах монументально-декоративного искусства и дизайна.